Данная публикация носит ознакомительно-технический характер и многие просто не задаются вопросом, какой грузовой трос и зачем используется на том или ином грузоподъемном механизме. Но дело в том, что существуют канаты категории ГЛ- грузолюдские, и от этого может зависть жизнь людей, которые работают на данном оборудовании. Самая главная суть это при получении грузовых или фасадных подъемниках обращать внимание на внешний вид троса и если Вы видите какое-то несоответствие нормам, Вы можете требовать замены на качественную продукцию или потребовать сертификат на данный вид комплектующих.
В принципе работы грузовых подъемников, фасадных подъемников, а так же строительных стреловых кранов заложены тросовые оттяжки, тяговые и страховочные канаты. Изготовление данных канатов производится из высокоуглеродистой стальной проволоки, предел прочности составляет у которой составляет от 120 до 180 кг/мм2.
Способы изготовления канатов для оборудования существуют следующие: одинарная свивка – спиральные, двойная тросовая свивка, многопрядные канаты с использованием круглой проволоки или из фасонной проволоки – закрытого типа.
Для увеличения гибкости троса и с целью повышения его сопротивляемости к внешним воздействия применяют сердечники из органических материалов: манилы, пеньки, сизаля. Самое важное их особенность это то, что они отлично впитывают смазочные материалы, а это играет немаловажную роль при использовании их в грузоподъемных механизмах.
Для увеличения срока эксплуатации при изготовлении тросов используют оцинкованную проволоку. Исходя из режима использования, толщина оцинкованного покрытия подразделяется на несколько режимов: ЛС- легкий режим, СС- средний режим, ЖС жесткий или тяжелый режим эксплуатации троса. Так же на срок службы влияют экологические факторы: состояние атмосферы, соли, химические вещества, а так же грузоподъемность механизма.
Технология свивки грузовых тросов так же подразделяется на виды: раскручивающиеся канаты, нераскручивающиеся канаты и многопрядные – некрутящиеся, здесь используется система противоположного направления свивки слоев прядей. Свивка канатов может быть правой или левой. Существуют направления прядей: односторонние, крестовые и комбинированные.
Грузовой трос для использования в грузоподъемных механизмов производится двух видов, это крестовая и правая свивка. В прядях канатов, связи производятся с помощью стоечного касания проволоки, и это имеет обозначение ТК, если касание линейное то ЛК, при смешанном касании ТЛК. Если трос изготавливается для особых условий использования, например это будет фасадный подъемник, где используется подъем не только грузов, но и людей, то трос изготавливается из специальной марки проволоки В.
Для грузоподъемных механизмов не связанных с подъемом людей используются тросы марки ГЛ. Усилие каната на разрыв не связано с суммой разрыва проволоки в свивке. У спиральных канатов данный показатель снижен на 11-12%, если у каната органический сердечник то данный показатель снижается на 20%, а у стального сердечника на 10%.
У троса существует такой показатель, как модуль упругости и он зависит от конструкции самого каната и составляет 18 000кг/мм2, трос с двойной свивкой имеет показатель 15 000кг/мм2. Данные показатели сняты при вытянутом тросе, например, когда грузовой подъемник проходит испытания.
Грузовой трос закрытого типа, изготовленный из профилированной проволоки применяется при оттяжке подъемников с большой высотой мачты. На практике при отгрузке оборудования трос подвергается визуальному осмотру, на что здесь необходимо обратить внимание: не должно быть явно выраженных заломов, перекрещивающихся проволок, обрывов так же неприемлемы вдавливания и другие выявленные повреждения.
Сама свивка троса должна иметь равномерный и плотный вид. Замер диаметра троса производится с помощью штангенциркуля, данный диаметр описывает сечение троса.
Усилие троса на разрыв не должно превышать установленную расчетную величину.
Покрытие проволок цинковой оболочкой должно быть плотным, прочным и гладким с соблюдением требуемой толщины. Для проверки механической прочности, производят навивку проволоки на цилиндр, диаметр которой равен 2-м диаметрам проволоки, при этом не должны выявляться отслоения и трещины. Покрытие так же проходит проверку на стойкость к химическим воздействиям, для этого осуществляют погружение проволоки в раствор медного купороса, по времени эта процедура занимает одну две минуты. В данном случае поверхность не должна краснеть.
Все испытания тросов должны строго фиксироваться в актах, где указывается вся конструктивная информация о производственном назначении данного троса, а так же результаты по всем проведенным испытаниям.
Вернуться на главную Грузоподъемное оборудование